Этапы разработки интернет-магазина

13.08.2019 Евгений Тютюнник Веб-разработка
5614

На старте работ по созданию интернет-магазина как заказчику, так и исполнителю полезно осознавать все этапы, через которые так или иначе придётся пройти. Если исполнитель, как правило, представляет себе, как будет делать работу, то для заказчика это не очевидно. Часто бывают ситуации, когда непроговоренные этапы становились неожиданностью для заказчика и не всегда приятной.

Условимся, что мы хотим разработать интернет-магазин с уникальным дизайном на современной CMS. Какие этапы нас ждут?

1.       Брифование заказчика

На данном этапе исполнитель пытается получить максимум информации по предстоящему проекту. Для того, чтобы этот максимум получить, заказчику высылается бриф (своеобразная анкета с множеством вопросов), потом этот бриф совместно обсуждается и уточняется.

Если из брифа становится понятно, что «хотелки» заказчика значительно превосходят стандартный функционал интернет-магазина, исполнитель предлагает написать ТЗ (техническое задание), где детально будут расписаны все необычности и нестандартные функции. О том, что такое ТЗ и зачем оно нужно уже писал тут, не буду заострять на этом моменте внимание.

2.       Расчёт стоимости разработки

После того, как основная информация получена и получено представление, что будущий магазин вписывается в стандартные рамки, исполнитель создаёт калькуляцию или спецификацию (другими словами - коммерческое предложение). В хороших веб-студиях выдают детальную почасовку по проекту: какой специалист сколько времени потратит и сколько это всё будет стоить.

3.       Согласование финальной стоимости и подписание договора

После того как финальная стоимость посчитана, она должна быть согласована с заказчиком. На данном этапе, когда есть понимание по трудоёмкости и деньгам, можно вносить корректировки. Что-то добавить, от чего-то отказаться.

Когда финальная стоимость и сроки проекта согласованы, подписывается договор, в котором, собственно, эта стоимость и эти сроки обозначены. Также, в договоре прописано, что именно будет делать исполнитель (либо кратко в виде спецификации, либо подробно в виде Технического задания). Некоторые исполнители пишут слишком кратко типа «Создание интернет-магазина». Рекомендуем не придерживаться такой практики и описывать состав работ более подробно, чтобы заказчик понимал, за что он платит и как он будет принимать работы, а исполнитель, соответственно, понимал, что конкретно он должен выполнить в рамках работ.

4.       Проектирование

На данном этапе исполнитель создаёт прототипы основных страниц сайта. Прототип – это не дизайн, а схема. На нём указано где и какие блоки будут на странице: где будет картинка, где текст, где кнопочка, а где ссылочка. Прототип нужен для того, чтобы получился удобный интерфейс, и никто ничего не забыл при дизайне. Прототип утверждается у заказчика.

5.       Подготовка тестовой среды

Параллельно с работой по проектированию запускается процесс подготовки тестовой среды. Именно на тестовой среде будет вестись основная работа и приёмка. Тестовая среда, как правило, представляет из себя выделенный технический поддомен типа site.agency.ru. Подготовка включает в себя создание этого поддомена, настройку сервера, установку «чистой» CMS, настройку прав доступа для разработчиков, настройку системы контроля версий (GIT).

6.       Дизайн

После утверждения прототипов начинается этап дизайна. Здесь готовится уникальный внешний вид страниц сайта, прорабатываются цветовые решения, отступы, шрифты, побираются базовые изображения и иконки. В начале дизайнер готовит 2 или более варианта главной страницы для того, чтобы заказчик выбрал более понравившийся. После того, как сделан выбор и внесены корректировки со стороны заказчика, дизайнер приступает к отрисовке остальных страниц сайта и готовит версии для различных разрешений (десктоп, планшет, мобильное устройство).

Весь материал собирается в дизайн-макет с разбивкой по слоям.

7.       Вёрстка

После того, как утверждён и готов дизайн главной страницы уже можно параллельно запускать вёрстку. Верстальщик или Front-End Developer получают дизайн макет и начинают верстать его с использованием современных технологий и решений. На выходе мы уже можем посмотреть, как будут выглядеть страницы нашего магазина в браузере. Пока они ещё полуживые, кнопочки нажимаются, но ничего не происходит. На данном этапе уже можно смотреть эффекты анимации в браузере, работу (адаптацию) вёрстки на мобильных устройствах.

8.       Программирование (интеграция вёрстки)

По мере готовности вёрстки в дело вступает программист другого направления (Back End Developer). Он занимается интеграцией вёрстки в CMS и программированием функционала. На данном этапе реализуется логика работы сайта. Если говорить про интернет-магазин, то реализуются все основные пользовательские сценарии: открыл главную, перешёл в категорию, воспользовался фильтрами, воспользовался поиском, перешёл в карточку товара, добавил в корзину, перешёл в корзину, нажал «Оформить», заполнил необходимую информацию, увидел страницу «Спасибо». Также, реализуются сценарии администратора (добавление товара, обработка заказов) и контент-менеджера.

После программирования сайт практически готов к использованию.

9.       Тестирование

Когда программист сдаёт задачу интернет-магазин попадает в руки к тестировщику, который прогоняет все основные, дополнительные и неочевидные сценарии с целью найти ошибки в работе функционала. Как правило, ошибок находится достаточно много и, чем сложнее проект, тем их больше. Тестировщик педантично рапортует о найденных багах по каждому разделу. Программист педантично правит баги до полного принятия работы тестировщиком.

10.   Наполнение контентом

После того, как функционал интернет-магазина протестирован, приходит время наполнить его реальным контентом. Работа по наполнению контентом может проходить в разных режимах. Иногда наполнение берёт на себя заказчик, иногда наполнить сайт должен исполнитель. В любом случае, материал предоставляется заказчиком. Как правило, для интернет-магазинов наполнение производится с помощью импортов прайс-листов в каком-либо заданном формате. Реже каждый товар заводится по одному.

11.   Обучение заказчика

Когда интернет-магазин наполнен и готов к запуску исполнитель предоставляет заказчику документацию по проекту. Как минимум, готовятся пользовательские инструкции для администратора и контент-менеджера. Заказчик на выходе должен уметь управлять интернет-магазином через веб-интерфейсы CMS.

12.   Релиз

Релиз – это выкатывание всех наработок с тестового на боевой сайт с настройкой сервера и самого сайта. Релиз – это важный этап, на который необходимо планировать достаточно ресурсов. Редко бывает, что всё выкатывается гладко и без накладок.

После релиза боевой сайт проверяется ещё раз тестировщиком и принимается заказчиком.

Где-то в это месте наступает пора подписать акты и закрыть работы по созданию интернет-магазина.

13.   Поддержка

После того, как сайт запущен в жизнь, его развитие не должно останавливаться. Что-то всегда нужно улучшать. Где-то придётся пересмотреть и актуализировать принятые ранее решения. Доработки и развитие работающего сайта – это новый проект, который называется «Поддержка».

Об организации поддержки мы напишем в отдельном материале.


Поделиться статьей