Зачем писать Техническое задание для сайта

22.12.2018 Евгений Тютюнник Веб-разработка
1204

Много раз в отношениях «разработчик-заказчик» со стороны второго возникал вопрос: «А что такое ТЗ, зачем его писать и, самое главное, зачем за него платить?». Попробуем разобраться, что такое техническое задание и зачем оно делается.

Разработка любого мало-мальски сложного софтверного продукта (например – сайт с нестандартным функционалом) требует процесса бизнес-анализа. Бизнес-аналитик собирает с заказчика бизнес-требования и формализует их в техническое задание. Частое заблуждение состоит в иллюзии того, что в проекте и так всё понятно, всё предельно ясно, и нечего тут описывать. На практике, даже к простому и понятному элементу может возникнуть множество вопросов.

Возьмём форму обратной связи. Казалось бы, что может быть проще? Ан, нет. Взгляните на список вопросов, ответы на которые должны быть отражены в ТЗ:

  • Какие поля должны быть в форме?
  • Какие поля должны предзаполняться автоматически?
  • Какие поля обязательные?
  • Какие поля должны содержать маску ввода?
  • Как должны валидироваться поля (проверяться на ввод бреда)?
  • Как должна вести себя форма, если не заполнено обязательное поле?
  • Как должна вести себя форма, если значение в поле не прошло валидацию?
  • Должна ли быть предусмотрена защита от спама (капча)?
  • Куда должна отправляться информация после заполнения формы?
  • Нужно ли сохранять результаты заполнения формы в базе данных?
  • Какой формат письма с результатами заполнения формы (тема, отправитель, содержимое)?
  • Что должен видеть пользователь при успешной отправке формы?
  • И ещё столько же скучных вопросов.

Совокупность ответов на эти вопросы даёт исполнителю максимально полное понимание, что нужно делать и возможность точно оценить трудоёмкость процесса. Для заказчика грамотное техническое задание даёт понимание ожидаемого результата и уже гарантирует определённый уровень качества. Становится понятно, что именно проверять при сдаче проекта, на что обратить внимание, за что именно платятся деньги.

Техническое задание - это неотъемлемая часть договора на разработку сайта. Чем качественнее и подробнее оно сделано, тем лучше для обеих сторон процесса.

Что обязательно должно быть в ТЗ (Техническом задании).

Для успешной разработки веб-сайта с нестандартным функционалом в ТЗ, как-минимум, должны быть:

  1. Общие сведения о проекте. Цель разработки. Глоссарий, чтобы все термины понимались одинаково. Общие требования ко всем описываемым в ТЗ модулям системы. Допущения (что исполнитель решает сам, что он должен согласовать, а что должен сделать так, как написано и никак иначе).
  2. Описание общего бизнес-процесса в виде схемы (как должна работать система от начала до конца крупными мазками, в каком месте идёт обмен какими-то данными, если есть интеграции с внешними системами, то как они встроены в процесс, какую функцию на каком этапе выполняют, какие данные получают).
  3. Описание работы каждого модуля системы (каждого раздела сайта, включая админку, если необходимо) с прототипами интерфейсов, с описанием объектов, сущностей и ролевой моделью (например, если есть администратор и обычный пользователь, то что в этом модуле может делать администратор, а что обычный пользователь).
  4. При этом должна быть описана логика поведения всех элементов, которые указаны на прототипах. К слову, прототип – это схематичное изображение пользовательского интерфейса, на котором показано, где и какие именно элементы размещаются на странице. По прототипам создаётся дизайн-макет.
  5. Описание системы уведомлений и нотификаций (что, кому посылать, куда, в каком формате).
  6. Описание протоколов (правил) взаимодействия с внешними системами.
Поделиться статьей